Кто я? PDF Печать E-mail

«Безумие – это когда человек вновь и

вновь использует одни и те же прием,

искренне надеясь, что результат

будет иным»

А. Эйнштейн.

Кто я? На этот вопрос люди ищут ответ многие столетия. Вариантов ответа может быть масса. Тем не менее, каждый из них тем или иным образом будет отражать нас. Предлагаю посмотреть на себя со стороны и ответить себе на этот вопрос.

Притча:

Монах с учеником переправлялись на другой берег реки. Они заплатили паромщику, и лодка уже немного отплыла от берега, когда в нее с разбегу прыгнул пьяный самурай. Он обвел взглядом сидевших пассажиров и, увидев монаха с учеником, закричал: «Не выношу запаха святош! Как вы смеете отравлять воздух свои присутствием там, где находятся приличнее люди».

Он продолжал кричать и скандалить, требуя, чтобы учение с монахом прыгнули за борт и добрались до другого берега вплавь. В какой-то момент он до того распоясался, что ударил монаха ножнами меча по лицу.

Из рассеченной раны монаха полилась кровь. Он утер ее рукавом и спокойно сказал: «Прошу тебя, успокойся. Если начнется драка, лодка перевернется и мы все потонем».

Слова монаха подействовали на монаха отрезвляюще. Он что-то пробормотал и уселся на свое место.

Ученик же, напротив, был взбешен. Едва ступив на берег, он обратился к монаху с таким вопросом: «Считаешь ли ты, что я должен был выбросить его, как бешеную собаку, за борт, как только он замахнулся на тебя? Или же мне следовало, подобно тебе, усмирить свои чувства и оставаться безучастным?»

Монах сказал ему знаком, что говорить не время, и, прижимая рукав к лицу, зашагал дальше.

Через некоторое время их обогнал самурай. Повернувшись, он упал перед монахом на колени и попросил посвящения в ученики.

В этой притчи три героя – монах, самурай, ученик. Они отвечают трем способам обращения со своими чувствами – подавлению, выражению и трансформации (осознание своего состояния и последующее управление им). По мере познания своих чувств, мы обретаем принадлежность к одному из трех описанных в притче типов – ученика самурая или монаха.

Ученик представляет собой прекрасный пример большинства людей, незнакомых со своей чувственной природой и не умеющих владеть ею. Именно Ученики, пытаясь избавится от боли невыраженных чувств, сидящих внутри, придумали все способы отгораживаться от них, начиная с рационализаций и кончая манипуляциями. Ученик не способен искренне радоваться настоящему моменты – он постоянно ищет способ быть занятым, озлобленным. Ученик может задыхаться от гнева, но не использовать его энергию, чтобы защитить себя, хорохориться, скрывая свой страх, или разыгрывая веселость, убегать от глубоко сидящей в нем печали.

Такие люди знают только об одном способе обращения со своими чувствами – подавлении, и даже способность выражать свои чувства становится для них ощутимым шагом вперед.

Самурай – это человек, прикоснувшийся к природе своих чувств, но не исследовавший ее до конца. Он знает, что энергию гнева можно использовать для борьбы, а страха – для бегства; он смутно понимает значение радости, наполняющей его энергией для новых побед и любви, толкающей на отречение или подвиг, - но он не является хозяином своих чувств. Они приходят к нему лишь тогда, когда захотят этого сами, и делают с ним то, в чем впоследствии он может раскаяться.

И ем не менее, Самураи кажутся более яркими и притягательными, чем Ученики, потому что они больше могут. Самураи богаче Учеников, уже хотя бы потому, что владеют не одним, а двумя стереотипами поведения в отношении своих эмоций.

Монах – человек, познавший свои чувства и овладевший ими. Думая о других людях, сидящих в лодке, он реагирует на оскорбления так, как будто его здесь нет. Нет самости, нет своекорыстия, нет гордыни, нет мыслей о том, что ты что-то значишь, или чем-то являешься, - значит, нет и страха, гнева, нет обиды за причиненную боль; нет осуждения или агрессии в адрес человека, который эту боль причинил. Зато есть внутреннее достоинство, проявляющееся независимо от ситуации; зато есть сила убеждения и правоты в словах, способных призвать к порядку даже самого отъявленного хулигана; зато есть красота в любом движении или поступке, способная очаровать и увлечь за собой.

Хотя подобных Монахам людей очень не много, именно они немногословно и неочевидным для окружающих образом достигают за время своей жизни самых масштабных и привлекательных целей. Их энергия не брызжет вокруг, очаровывая окружающих, либо заставляя их страдать, а целенаправленно течет в заданном ими направлении. Как и Самураи, они часто становятся ядром группы, однако не той группы, которую связывают вместе лишь сиюминутные интересы или веселое времяпрепровождение, а скорее группы людей, желающих делать общее дело и угадывающих в Монахе безусловного лидера. Для того, чтобы распознать Монаха и приблизится нему (наличие Монаха – гарантия успеха любого долговременного предприятия), человек должен в какой-то мере уже и сам обладать сходными качествами либо стремится самому стать таким.

Присутствие Монаха необходимо как Ученикам, так и Самурая.

Вглядитесь в эти образы. Кто вы?

 

Поделится своими впечатлениями, мыслями о данной статье вы можете на нашем Форуме